Жестокости Нет
Портал против насилия и жестокого обращения с детьми

+7 (383) 223-09-21

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических запросов, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О картами или картами ассоциаций (ассоциативными).

Метафорические ассоциативные карты (МАК), это инструмент психолога, относящийся к проективным психологическим методам, арт-терапевтическим методам, который существенно расширяет профессиональный арсенал специалиста.

И поскольку мы знаем, что в основу проективного подхода положено стремление человека интерпретировать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами — всем тем, что составляет его внутренний, психологический мир, тем самым - проективные методики позволяют бережно заглянуть, ускользающее и исследовать содержание бессознательного и способствуют быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей ребенка; При помощи карты можно мягко и атравматично подойти к получению доступа целостной картины его собственного «Я», специфике его идентичности, представлений о мире, о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации (с позиции ребенка).

   Эффективность использования карт обусловлена тем,        что они:

  •   Создают атмосферу безопасности и доверия, способствуют  проявлению личностной креативности и  улучшают коммуникацию с окружающими;
  •  Помогают обратиться и понять психологические причины  происходящие с ребенком событий и найти пути выхода из  самых сложных ситуаций;
  •   Существенно снижают цензуру со стороны сознания при работе с образами, что облегчает работу психолога с  внутриличностными и неосознаваемыми конфликтами  ребенка;
  •  Создают безопасные условия для нахождения,  формулирования и принятия решения в терапии сложных  психотравмирующих ситуаций; Тем самым снижают риск дополнительной травматизации;
  • Позволяют моделировать и исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем, находя с их помощью метафорические образы решений, создающих для ребенка особую, в последующем воплощающуюся в его жизнь реальность;
  • Способствуют запуску у ребенка внутренних восстановительных процессов , помогают поиску уникальных путей выхода из кризисных ситуаций.

    Применение ассоциативных карт доказало свою эффективность и в практике психологического консультирования и психотерапии детей, находящихся в реабилитационном центре. С их помощью удается решать самые сложные задачи, на работу с которыми без использования карт понадобилось бы намного больше времени и сил.

    Например, терапия и коррекция когнитивных, поведенческих, эмоциональных, экзистенциальных и межличностных нарушений — это лишь малая часть возможностей работы с ассоциативной картой.

Пример коррекции эмоционального состояния в раннем детском возрасте (для детей 5-8 лет)

В контексте использования ассоциативных карт с целью психокоррекции эмоционльной сферы детей 5-8 летнего возраста.

Для работы можно рекомендовать наборы карт «MORENA”, “Сказочные персонажи», «Ежкины сказки», и другие сказочные наборы.

Техника «Линейка Эмоций»

На начальном этапе, после установления контакта с ребенком, предлагаем выбрать 5-7 карт (для детей дошкольного возраста 3-4 карты) из набора (которые перечислены выше), и проранжировать их по линейке эмоционального состояния:

Грустно - весело;

приятно - неприятно;

Чувство обиды - чувство радости и так далее.. (исходя из состояния и чувств ребенка).

Далее предлагаем ему определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (т. е. с какой картой он себя ассоциирует) и просим ответить на вопросы:

  • Как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства («Про что она»?
  • Что хочется изменить?
  • В какую сторону линейки хочется переместиться и какие эмоции почувствовать?
  • Кто может помочь пережить новые эмоции?
  • Как можно обратиться за помощью?

Техника «эмоциональные портреты»

Предлагаем ребенку выбрать (для младших в открытую, для более старшего возраст можно в закрытую) из набора “PERSONITA” 5-7 карт- портретов(для дошкольников 3-4) и разложить их в соответствии с тем, что переживают персонажи.

Далее предлагаем рассказать о каждом из них, что выражает его лицо, что ребенку в нем нравится, а что не нравится итд.

Далее предлагаем ребенку выбрать тот портрет, на котором переживаемые эмоции близки к переживаниям ребенка.

Можно сказать: «Посмотри, мне кажется, что этот мальчик переживает то же, что и ты? Расскажи об этом подробнее»..

Далее можем задавать вопросы:

  • Что переживает этот персонаж?
  • Что хочется изменить?
  • Как можно изменить состояние персонажа?
  • К кому можно обратиться за помощью и что может помочь? Итд

Техника «Сочинение сказки»

Предлагаем ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (гневом, злостью, обидой).

От имени выбранной карты просим его рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас…

Для данной техники более эффективной будет групповая работа, так как в этом случае можно организовать обмен участников мнениями о том, как данному персонажу лучше справляться со своими состояниями- освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.

Можно предложить ребенку выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции.

Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.

При помощи данных методик, мы можем получит «историю рассказа» ребенка, которое будет представлять яркое отражение мыслей и переживаний, которые ассоциируются у него с героем. Совместно с психологом анализируются чувства, мысли, телесные ощущения, которые могут возникать при обсуждении выбранных карт.. Делается вывод о том, что негативного или позитивного говорит ребенок. Особое внимание уделяется той сфере, которая вызвала наиболее сильный эмоциональный отклик у ребенка. После анализа чувств и эмоций , связанных с картой, определяются дальнейшие стратегии, что может изменить и улучшить состояние и сроки реализации желаемых изменений.

---

Справочно:

В рамках регионального комплекса мер, направленного на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей на территории Новосибирской области (на 2022 — 2023 годы) в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в ГБУ НСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» запущена работа социальной платформы «Дорога к миру», функционирует игротерапевтический кабинет - специально оборудованное помещение, для проведения реабилитационных, коррекционных мероприятий с использованием технологий и методик различного спектра, с целью преодоления несовершеннолетними эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травмы вследствие жестокого обращения (насилия)

Комплексом мероприятий будет охвачено не менее 200 несовершеннолетних ежегодно.

Проводимые мероприятия будут способствовать развитию навыков саморегуляции, раскрытию потенциальных способностей и ресурсов. У несовершеннолетних снизится уровень посттравматических стрессовых расстройств, психоэмоциональных нарушений, агрессивности, страхов, замкнутости и тревожности.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...