Метафорические ассоциативные карты (МАК)
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических запросов, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О картами или картами ассоциаций (ассоциативными).
Метафорические ассоциативные карты (МАК), это инструмент психолога, относящийся к проективным психологическим методам, арт-терапевтическим методам, который существенно расширяет профессиональный арсенал специалиста.
И поскольку мы знаем, что в основу проективного подхода положено стремление человека интерпретировать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами — всем тем, что составляет его внутренний, психологический мир, тем самым - проективные методики позволяют бережно заглянуть, ускользающее и исследовать содержание бессознательного и способствуют быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей ребенка; При помощи карты можно мягко и атравматично подойти к получению доступа целостной картины его собственного «Я», специфике его идентичности, представлений о мире, о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации (с позиции ребенка).
Эффективность использования карт обусловлена тем, что они:
- Создают атмосферу безопасности и доверия, способствуют проявлению личностной креативности и улучшают коммуникацию с окружающими;
- Помогают обратиться и понять психологические причины происходящие с ребенком событий и найти пути выхода из самых сложных ситуаций;
- Существенно снижают цензуру со стороны сознания при работе с образами, что облегчает работу психолога с внутриличностными и неосознаваемыми конфликтами ребенка;
- Создают безопасные условия для нахождения, формулирования и принятия решения в терапии сложных психотравмирующих ситуаций; Тем самым снижают риск дополнительной травматизации;
- Позволяют моделировать и исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем, находя с их помощью метафорические образы решений, создающих для ребенка особую, в последующем воплощающуюся в его жизнь реальность;
- Способствуют запуску у ребенка внутренних восстановительных процессов , помогают поиску уникальных путей выхода из кризисных ситуаций.
Применение ассоциативных карт доказало свою эффективность и в практике психологического консультирования и психотерапии детей, находящихся в реабилитационном центре. С их помощью удается решать самые сложные задачи, на работу с которыми без использования карт понадобилось бы намного больше времени и сил.
Например, терапия и коррекция когнитивных, поведенческих, эмоциональных, экзистенциальных и межличностных нарушений — это лишь малая часть возможностей работы с ассоциативной картой.
Пример коррекции эмоционального состояния в раннем детском возрасте (для детей 5-8 лет)
В контексте использования ассоциативных карт с целью психокоррекции эмоционльной сферы детей 5-8 летнего возраста.
Для работы можно рекомендовать наборы карт «MORENA”, “Сказочные персонажи», «Ежкины сказки», и другие сказочные наборы.
Техника «Линейка Эмоций»
На начальном этапе, после установления контакта с ребенком, предлагаем выбрать 5-7 карт (для детей дошкольного возраста 3-4 карты) из набора (которые перечислены выше), и проранжировать их по линейке эмоционального состояния:
Грустно - весело;
приятно - неприятно;
Чувство обиды - чувство радости и так далее.. (исходя из состояния и чувств ребенка).
Далее предлагаем ему определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (т. е. с какой картой он себя ассоциирует) и просим ответить на вопросы:
- Как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства («Про что она»?
- Что хочется изменить?
- В какую сторону линейки хочется переместиться и какие эмоции почувствовать?
- Кто может помочь пережить новые эмоции?
- Как можно обратиться за помощью?
Техника «эмоциональные портреты»
Предлагаем ребенку выбрать (для младших в открытую, для более старшего возраст можно в закрытую) из набора “PERSONITA” 5-7 карт- портретов(для дошкольников 3-4) и разложить их в соответствии с тем, что переживают персонажи.
Далее предлагаем рассказать о каждом из них, что выражает его лицо, что ребенку в нем нравится, а что не нравится итд.
Далее предлагаем ребенку выбрать тот портрет, на котором переживаемые эмоции близки к переживаниям ребенка.
Можно сказать: «Посмотри, мне кажется, что этот мальчик переживает то же, что и ты? Расскажи об этом подробнее»..
Далее можем задавать вопросы:
- Что переживает этот персонаж?
- Что хочется изменить?
- Как можно изменить состояние персонажа?
- К кому можно обратиться за помощью и что может помочь? Итд
Техника «Сочинение сказки»
Предлагаем ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (гневом, злостью, обидой).
От имени выбранной карты просим его рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас…
Для данной техники более эффективной будет групповая работа, так как в этом случае можно организовать обмен участников мнениями о том, как данному персонажу лучше справляться со своими состояниями- освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.
Можно предложить ребенку выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции.
Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.
При помощи данных методик, мы можем получит «историю рассказа» ребенка, которое будет представлять яркое отражение мыслей и переживаний, которые ассоциируются у него с героем. Совместно с психологом анализируются чувства, мысли, телесные ощущения, которые могут возникать при обсуждении выбранных карт.. Делается вывод о том, что негативного или позитивного говорит ребенок. Особое внимание уделяется той сфере, которая вызвала наиболее сильный эмоциональный отклик у ребенка. После анализа чувств и эмоций , связанных с картой, определяются дальнейшие стратегии, что может изменить и улучшить состояние и сроки реализации желаемых изменений.
---
Справочно:
В рамках регионального комплекса мер, направленного на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей на территории Новосибирской области (на 2022 — 2023 годы) в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в ГБУ НСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» запущена работа социальной платформы «Дорога к миру», функционирует игротерапевтический кабинет - специально оборудованное помещение, для проведения реабилитационных, коррекционных мероприятий с использованием технологий и методик различного спектра, с целью преодоления несовершеннолетними эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травмы вследствие жестокого обращения (насилия)
Комплексом мероприятий будет охвачено не менее 200 несовершеннолетних ежегодно.
Проводимые мероприятия будут способствовать развитию навыков саморегуляции, раскрытию потенциальных способностей и ресурсов. У несовершеннолетних снизится уровень посттравматических стрессовых расстройств, психоэмоциональных нарушений, агрессивности, страхов, замкнутости и тревожности.