Краткий психологический портрет детей, подвергшихся насилию.
Личностные особенности: низкая стрессоустойчивость, неуверенность в себе, повышенная внушаемость / недоверчивость, высокий уровень личностной тревожности/ агрессивность, напряжение, преобладание игровых интересов, низкий уровень самоконтроля/ сверхконтроль.
Эмоционально-волевая сфера: социальная инфантильность, страхи,боязливость, замкнутость, беспокойство, подавленность, заторможенность, неумение распознавать и выражать эмоции, чувство вины и стыда, склонность к аффективным вспышкам, импульсивность, амбивалентность эмоций.
Поведенческая сфера: проблемное поведение, проявление агрессии/аутоагрессии, потребность в чрезмерном внимании, демонстративное поведение, сексуализированное поведение, склонность к суицидальному поведению, депрессивность, жертвенное поведение, протест, потеря интереса к жизни или каким-либо видам деятельности.
Познавательная сфера: невозможность сконцентрироваться, низкая успеваемость, задержка в развитии.
Коммуникативная сфера: низкий уровень коммуникации, трудности общения со сверстниками, избегание общения с ними, излишняя уступчивость или агрессивность – как форма самозащиты, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями.
Особенности центральной нервной системы: расстройства сна, энурез, головные боли, нервные тики, избыточный вес.