Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Хорошо обратить внимание на следующие факторы:
Безопасность.
Обратите внимание, находится ли ребенок в безопасности?
Нет ли у него тревоги, страха? Достаточно ли у ребенка эмоционально поддержки?
Безопасность – базовое чувство, без которого не возможно существовать. В момент опасности на инстинктивном уровне появляется реакция «бей или беги», то есть спасайся, чтобы выжить. И в такой ситуации интересоваться чем-либо невозможно. Появляется тревожное поведение, страхи, повторяющиеся, навязчивые действия. Ребенок не справляется с тем объемом эмоциональных переживаний, которые на него обрушиваются. Часто ребенок пытается избавиться от этого объема эмоций путем плача, истерик, проявления агрессии.
Чтобы совладать, справиться со страхом, нужно много энергии. На другие дела, на проявление интереса к окружающему миру может не остаться сил, ресурса.
Эмоциональный климат в семье.
Вспомните, какое ощущение бывает, когда вы заходите в помещение, в котором люди только что сорились. Может возникнуть неудобное, неприятное чувство. Так и ребенок чувствует эмоции близких. Выносить сильный эмоциональный накал дети не могут. Мозг маленький, он в процессе роста, опыта жизненного мало и спектр переживаний меньше чем у взрослого человека. Когда сорятся близкие и любимые люди, ребенку становится плохо, он может посчитать себя виноватым в том, что происходит. Будет пытаться взять на себя больше, чем может, в плане эмоционального восприятия. Чтобы не происходило между взрослыми людьми, это их отношения, и ребенка они не касаются.
Обратите внимание, как проявляется эмоциональное тепло в вашей семье?
Как часто в общении используете объятия, прикосновения?
Для хорошего самочувствия человеку в день нужно 8 объятий. Попробуйте ввести это правило, и выберете то количество объятий, которое вам захочется.
Также, можно использовать прикосновения к руке, спине ребенка, передавая, таким образом, чувство поддержки и участия.
Стиль воспитания.
Проанализируйте свой стиль воспитания. Кто главный в вашей семье? Какие правила в семье. Какие требования к ребенку? Соответствуют требования, предъявляемые ребенку его возрасту? Есть ли двойные послания? Например: «Иди сюда.» Ребенок пришел. «Что пришел?» «Перед телевизором есть нельзя.» И в тоже время родитель может иногда пойти к телевизору с едой.
Если есть правила, хорошо, если они соблюдаются всеми.
• Как ребенок проявляет агрессию?
• Что он делает, когда проявляет агрессию? Умеет ли по-другому поступать?
• Можно показать ребенку своим поведением эти варианты?
• Как показать ребенку своим поведением эти варианты?
Скорректировать поведение ребенка можно показав другие пути решения ситуации или способы отреагирования чувств (грусти, злости, агрессии) своим примером.
Также можно читать терапевтические сказки для детей (выбирая сказку по возрасту и проблеме в поведении), которые предлагают альтернативные варианты поведения.
Режим дня.
Соблюдает ли ребенок режим отдыха и активности?
Вовремя ложится? Как скоро засыпает после того, как лег спать? Приходит к вам спать или спит в своей кровати?
Какое количество времени направляет на гаджеты?
Есть ли у ребенка возможность бегать, играть, двигаться, дышать свежим воздухом?
Есть ли у ребенка свое место в доме, квартире? Своя кровать, свои коробки, игрушки? Те предметы, которым он хозяин?
Что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал безопасность?
1.Проанализировать вышеуказанные пункты.
2. Обратить внимание на свое эмоциональное состояние. Как вы справляетесь с чувством грусти, злости, агрессии? Что вам помогает, что делает вас устойчивым и стабильным?
3. Соорудить домик, убежище, берлогу, безопасное место.
Можно накинуть на стол покрывало, принести игрушки, фонарик, то, что захочет ребенок, сделать домик из картона, коробки, или придумать что-то совместно с ребенком.
4. Порисовать домики.
Можно изобразить дорогу, и нарисовать вдоль разные домики, рисунок можно рисовать по частям, по домику в течении дня.
5. Придумать ритуал
перед сном, ритуал проведения времени семьей.
Например, совместное чтение, совместная игра в настольные игры, совместное рисование, совместная подготовка обеда, чая.
Заключение.
Как только родитель меняет свое отношение, начинает контролировать свое эмоциональное состояние, вносит альтернативы в свое поведение, и таким образом, показывает ребенку разные варианты проявления себя в мире, ребенок подстраивается, научается новому поведению.
Рехтина А.Н. психолог ГБУ НСО Центр «Виктория»