Двойные послания. «Делай, как я говорю, а не как я делаю».
В жизни мы можем часто наблюдать картину, когда человек словами говорит одно, а всем своим видом (интонацией, мимикой, жестами) показывает совсем другое. Или когда сказанное противоречит сделанному. Двойные послания могут присутствовать в любых отношениях, в том числе и между родителями и детьми.
Например, мама злится, что дочь не помогает ей по дому, не убирается в своей комнате. Ребенок считывает: “Наведи порядок и я перестану злиться”. Дочь идёт за ведром воды, начинает мыть полы, но вместо положительного отклика и поддержки в виде улучшения настроения мамы,она слышит новые претензии - «как ты моешь, всю грязь только развозишь, руки у тебя не из того места растут, оставь, я сама». Если в этот момент девочка что-то скажет в ответ, то высока вероятность, что она услышит: «Ты еще перечить мне будешь, неблагодарная, мы с отцом вкалываем, чтоб у тебя все было, а ты… ». То есть, что бы дочь не сделала/сказала, она всегда будет виновата.
Обычно человек не задумывается, когда бросает такие фразы. А зря. Ведь последствия могут быть не самыми приятными. Ребенок в такой семье, скорее всего вырастет неуверенным, тревожным. Он будет бояться делать и предлагать что-то новое. Будет стесняться проявлять себя из-за страха оценки или чувства стыда.
Однажды наблюдала такую ситуацию: мама навещала ребенка находящегося на реабилитации в Центре, ребенок бежал к ней с искренней радостью встречи, но мама отклоняется от него, сдерживая свой импульс к объятию и тут же, с претензией выдает: «Ты что не рад меня видеть?». Думаю, не стоит объяснять, что в этот момент почувствовал ребенок.
Еще такой пример: родитель говорит ребенку, что обижать младших или тех, кто слабее, нельзя – «ты же уже взрослый, у тебя должна быть голова на плечах, твой брат младше тебя, он не может себя защитить». Родители читают длинные нотации о том, как это плохо и что так делать нельзя. При этом, берутся за ремень при первой же возможности.
Подобных примеров очень много: ругают детей за матерки, при этом сами не стесняются в своих выражениях; учат говорить правду и тому, что обманывать это не хорошо, а когда ребенок признается в чем-то, будь это двойка или разбитая ваза, родители наказывают, стыдят или даже бьют. Что же в итоге должен понять ребенок, чему же он научится? А научится он как раз обратному, потому, что сам родитель не подтверждает свои слова действиями.
Не забывайте, что ваши дети полностью зависят от вас, от вашего настроения, ваших слов, действий и привычек. Не играйте с ними в игру “угадай эмоцию”, будьте честными, искренними и настоящими.
Если вы часто проявляете недовольство в отношении своего ребенка – это повод разобраться в себе, своих внутренних переживаниях. Увидеть и признать в себе подобную манеру общения, это уже 50 % успеха. Дальше выбор за вами, разбираться с этим самостоятельно или с помощью психолога.
Уважайте своего ребёнка и прислушивайтесь к его мнению. И помните, что вы есть пример для подражания, все привычки, поведение он перенимает от вас. Ребенок впитывает в себя не то, что вы говорите, а то, что вы делаете.