Рекомендации в случаях проявления агрессивного поведения детей
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Приемы:
-полное игнорирование реакций ребенка /подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
-выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
-переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста...»);
-позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»),
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Приемы:
-констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
-раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Контроль над собственными негативными эмоциями. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
!Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
-повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
-демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
-крик, негодование;
-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы»;
-сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
-негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
-использование физической силы;
-втягивание в конфликт посторонних людей;
-непреклонное настаивание на своей правоте;
-нотации проповеди, «чтение морали»;
-наказания или угрозы наказания;
-обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда...», «Ты никогда не...»;
-сравнение ребенка с другими не в его пользу;
-команды, жесткие требования.
Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, это стоит делать только, когда ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
-публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
-не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
-предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения,
включает следующие приемы:
-пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
-внушения спокойствия невербальными средствами;
-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
-использование юмора;
-признание чувств ребенка.