Личные границы: что это?
Границы есть и у каждого человека, у каждой личности, поэтому они и называются личные/личностные границы. С точки зрения психологии, личностные границы — это, прежде всего, понимание собственного «я», как отдельного от других, понимание себя и своего личного пространства. Понимание, что там, за этим личным пространством, это уже не я, это не моё, другое. Личностные границы – это не только персональное пространство человека, но и контакт с внешним миром. Именно на границе контакта и происходит наше взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Очень важно развивать их у детей.
Если ребенок понимает, что такое личные границы, то шанс стать жертвой домогательств со стороны взрослых или сверстников значительно снижается, ну и к тому же, ребенок вряд ли сам станет домогаться других детей. Он не станет терпеть и думать, что «так нужно», когда кто-то причиняет дискомфорт или боль.
Ребенок, у которого сформировано понятие личных границ, в будущем вырастет женщиной, которая не будет терпеть к себе пренебрежительного отношения или мужчиной, который вряд ли совершит насилие.
Опыт консультирования семьей, по вопросам детско-родительских отношений, показывает, что, к сожалению, большая часть поколения нынешних родителей, это в большинстве своем дети, которых учили тому, что их границы не важны, что их мнения, чувства, желания не имеют никакого значения.
Современные дети живут в совершенно другом мире, где каждому человеку необходимо и важно понимать и оберегать свои личные границы, и не нарушать чужие!
Как прививать чувство личных границ ребенку?
1. Всегда важно учитывать мнение ребенка. Даже если оно не повлияет на конечный результат, тем не менее, оно должно приниматься во внимание: «Ты не хочешь ехать к бабушке? понятно, но мы уже договорились и не можем отменить поездку». Не стоит оставлять без внимания факт нежелания встречи, нужно выяснить почему. Может кто-то, там нарушает личные границы ребенка, и он не знает, как об этом сказать.
2. Не стоит терпеть любой физический дискомфорт (особенно неоправданный). Наверняка многим знакомо: «ну и что, что ботинки трут, потерпи, зато вон какие красивые» (тугой шарф, колючая кофта), все это недопустимо и вынуждает ребенка терпеть физический дискомфорт (бывают конечно исключения, на то они и исключения, и это нужно ребенку объяснять).
3. Важно получать согласие ребенка на совершение с ним каких-либо действий. Это относится не только к ближайшему окружению ребенка, но и врач или парикмахер должен спрашивать разрешения прежде чем прикоснуться к ребенку («можно я послушаю тебя?» и т.д.) Да, ребенок может отказать, тогда вы объясняете важность и пользу планируемого действия и поступаете по ситуации.
4. Учим ребенка уважать свои желания, свое состояние и в соответствии с этим менять свое поведение. Передумать можно и это нормально. Иногда люди терпят, серьезный душевный или физический дискомфорт, потому, что боятся сказать о том, что передумали. Возможно, было неважное настроение, или человек не владел более полной информацией, недооценил свои силы. Причин может быть множество, передумать/изменить свое мнение, это естественно и допустимо.
5. Уважение к личному пространству ребенка. Стучаться, прежде чем заходить в комнату ребенка, закрывать за собой дверь и пр. Вспомните свое детство. Наверняка у кого-то из вас не было своей комнаты (читай - личного пространства). Вы не могли, когда это было необходимо, остаться наедине с собой или побыть в тишине. А если комната и была, то родители вам запрещали закрываться, могли в любой момент зайти или покопаться в ваших вещах и так далее.
5. Отдельного внимания заслуживает тема половых органов. Уже после 2-2.5 лет важно объяснять ребенку, что ходить в присутствии посторонних нужно обязательно в трусиках. После 3х ребенок должен знать, что никто не имеет права прикасаться к его половым органам (исключение: мама и врач, в присутствии родителя).
Неумение выстраивать личные границы влечет за собой большое количество проблем. Изначально, эта тема актуальна в детско-родительских отношениях, которая в дальнейшем переносится на взаимодействие с обществом, затем на межличностные отношения в паре и в будущем, с появлением детей, круг замыкается, вновь на детско-родительских отношениях. Так проблемы тянутся из поколения в поколение.
Помните, нельзя научить тому чего не знаете сами. Поэтому, требуя от детей определенного поведения, не забывайте, что вы являетесь главным примером для подражания.
Женжелеева Т.В. психолог ГБУ НСО Центр «Виктория»