Как понять, что ребенок переживает насилие?
Психика детей и подростков очень хрупка, и любое сильное воздействие способно значительно повлиять на дальнейший ход развития ребенка и вызвать психологическую травму. При этом одна и та же ситуация может вызвать сильнейшую эмоциональную реакцию у одних детей, и совсем не повлиять на состояние других детей.
Однако не стоит забывать, что некоторые жизненные события наносят существенный вред здоровью и развитию каждого без исключения ребенка. К таким событиям, прежде всего, относятся случаи насилия над ребенком — это может быть как насилие внутри семьи, так и совершенное незнакомыми лицами, знакомыми взрослыми, которым ребенок доверял (например, родственники, знакомые родителей), а также другими детьми (так называемый «буллинг» — травля одноклассниками).
К сожалению, ребенок не всегда рассказывает своему родителю о произошедшем с ним из-за чувства вины, страха наказания или страха повторного насилия со стороны обидчика, однако внимательные и чуткие родители могут заметить в поведении и настроении ребенка изменения, указывающие на острые переживания. К таким «индикаторам» перенесенных психотравмирующих ситуаций относятся:
- беспокойство, тревожность;
- страхи, появившиеся без видимой причины в т.ч. боязнь иметь какие-либо отношения с взрослыми людьми, возможны общее недоверие к взрослым или специфическое недоверие к взрослым определенного пола;
- сниженный фон настроения, депрессивность, подавленность;
- нарушения сна, ночные приступы страха;
- у наиболее впечатлительных и ранимых детей может развиться энурез, частая головная или желудочная боль, другие «телесные» симптомы;
- потеря аппетита;
- замкнутость, отрешенность, нежелание общаться с близкими людьми;
- у детей младшего возраста возможна утрата уже сформированных навыков (перестает говорить, появляется сильный и непрекращающийся плач, не связанный ни с какими событиями; начинает сосать пальцы и т.д.);
- появлением ранее не свойственных раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, гневливости; гипербдительность (уменьшение доверия к людям, избирательность в общении);
- внезапные выраженные изменения в поведении (протестное, чрезмерно агрессивное или деструктивное поведение, или, наоборот, пассивное подчиняемое, чрезмерно уступчивое, угодливое, суицидальные попытки);
- в случае школьного насилия — отказ идти в школу, при этом ребенок не может внятно объяснить причину своего нежелания.
Помимо психологических признаков насилия, о которых сказано выше, в отдельный класс можно выделить признаки физические: различные травмы, происхождение которых ребенок не может объяснить, ссадины, порезы, ожоги и прочее.
Самый главный вопрос, который беспокоит родителей: «Что же делать, если один или несколько таких признаков обнаруживается у моего ребенка?». Помните: самое страшное, что может быть при насилии над ребенком, — это бездействие его родителей. Недопустимо самоустранятся от решения проблемы и игнорировать само ее существование. Первым делом нужно поговорить с ребенком и постараться выяснить причины его изменившегося состояния, при этом самое важное в таком разговоре — искренняя заинтересованность состоянием ребенка, желание помочь, разделить проблемы ребенка.
Поэтому начать нужно с того, чтобы поделиться своим беспокойством, например, сказав: «Я вижу, что в последнее время ты стал очень тревожным и беспокойным (замкнутым, раздражительным и т.п.). Я беспокоюсь за тебя». Отразив состояние ребенка и показав ему свои переживания, ребенок почувствует, что его понимают, любят и ценят, а это, в свою очередь, снизит его тревогу и повысит доверие к родителю. После того, как вы убедитесь, что ребенок вас услышал и настроен на разговор, спросите, не случилось ли что-то в детском саду/школе/на улице. Скажите, что вы не будете его ругать или винить в чем-либо (и не делайте этого ни в коем случае!), а только будете защищать и оберегать его.