Если тебе трудно учиться
Если в школе тебе всё дается легко, то это здорово. Но так везет не всем. Некоторые ребята, которые очень хотели в школу и были уверены, что они уж точно не будут лениться и учиться будут хорошо, вдруг обнаруживают, что учиться не так-то просто! Вроде стараются, но никак! То задачка не решается, то записать не успеешь, то в тетради грязно, то просто стихотворение не желает в голову залезать. И вот пожалуйста — двойка!
А если двойка не одна?
И мама с папой ругают?
А учительница сердится?
А ребята смеются — мол, глупый, не понимает ничего?
И самому становится страшно: а вдруг я — неспособный?
Вдруг начинает казаться, что ничего не получится и даже стараться не стоит. Если даже не пробовать, все будут думать, что это я просто лентяй. Или что мне наплевать на учебу. Вот и хорошо. Лентяй – это все-таки лучше, чем дурак, не так обидно.
Вот так школьник, у которого просто бывают двойки, и превращается в двоечника. Ведь двоечник — это не тот, у кого оценки плохие. Это тот, кто плохо думает о себе и о своих способностях. Ведь если человек получил двойку — это не страшно. Подумаешь, и Пушкин двойки получал. И твои родители наверняка. И даже директор школы. Ничего, выучились, вон сколько теперь всего знают. А вот если человек плохо думает о себе и рукой на себя махнул — это дело серьёзное.
Такой человек не сможет уже ни стихи красивые написать, ни открытие важное сделать, ни детей хорошо воспитывать. И не будут про него потом рассказывать с удивлением: «Надо же, Пушкин — а двойки получал! Вот это да!»
Надеюсь, ты не собираешься становиться неинтересным человеком?
Тогда предлагаю сразу договориться:
НЕСПОСОБНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ТАКИХ, ЧТОБЫ ПРЯМ ВООБЩЕ НИ К ЧЕМУ. ПРОСТО СПОСОБНОСТИ У ВСЕХ У НАС ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ.
Вот, например, девочка Маша. Ей трудно: учить стихи, читать быстро и с выражением, вести себя вежливо, сидеть смирно весь урок и ладить с другими девочками.
НО ей легко: бегать быстрее всех в классе, давать сдачи, если её обижают, лазать по деревьям, решать примеры по математике и находить общий язык с собаками, даже самыми большими и страшными на вид.
Или вот мальчик Никита. Ему трудно: быстро бегать, успевать всё записывать на уроке, не обижаться, когда дразнят, поддерживать порядок на парте и в портфеле — там вечно всё валяется вперемешку.
НО ему легко: читать даже очень толстые книжки, запоминать и самому сочинять стихи, плавать, играть в шахматы и вежливо разговаривать со взрослыми.
Он способнее Маши? Или наоборот?
Сам видишь, ответить на этот вопрос непросто.
Спросишь учителя физкультуры — он скажет: «Маша способнее». Спросишь учителя по чтению — он скажет: «Никита, конечно».
У каждого человека — свой набор способностей. Своя, ни на кого не похожая мозаика, свой узор. Кто-то легко запоминает стихи, но плохо цифры. Кто-то всегда найдёт дорогу в лесу, но совсем не понимает и не любит музыку.
Кто-то очень усидчивый, но в неожиданной ситуации теряется. Кто-то прекрасно танцует, но рисует так себе. Кто-то пишет без ошибок, но сочинить свою историю ему трудно.
Поэтому, если ты недоволен своими способностями, или тебе кто-то говорит, что ты неспособный, первым делом надо прекратить паниковать и отчаиваться и начать ИЗУЧАТЬ КАРТУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Например, составь про самого себя списки:
Мне трудно (получается так себе)
Мне легко (получается почти всегда хорошо)
Только в списках должны быть разные способности, не обязательно те, что нужны на уроках или на других занятиях. Может быть, ты хорошо (или не очень) умеешь:
Улаживать споры;
Заботиться о других;
Шутить;
Фантазировать;
Наводить порядок;
Искать грибы;
Легко просыпаться рано утром
ДА МАЛО ЛИ ЧТО ЕЩЁ!
Чем больше пунктов, тем лучше. И справа, и слева. Но что же делать, если пунктов «мне трудно» много?
Внимание:
ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
Со временем многие пункты из колонки «трудно» могут перейти в колонку «легко». И даже не могут, а ОБЯЗАТЕЛЬНО перейдут.
Так и будут туда один за другим перескакивать. Ты станешь постарше и будет легче, например, быть внимательным, или быть вежливым, даже если внутри всё кипит, или писать без ошибок, или аккуратно заплетать косички.
А вот обратно — нет!
ОБРАТНО НЕ ПЕРЕХОДЯТ!
Раз уж ты умеешь хорошо ездить на велосипеде, то и будешь всегда уметь. Если быстро читаешь — медленнее не начнёшь. Хорошо подмечаешь смешное — всегда будешь, и ещё даже лучше. Здорово печёшь яблочный пирог — ещё много всего вкусного научишься готовить.
Теперь понимаешь, почему чем длиннее список «мне трудно», тем лучше? Потому что неспособности могут — оп! — превращаться в способности.
Хотя иногда это не происходит само собой и нужно постараться. И превращения не всегда бывают один в один, а посложнее. Например, если кому-то трудно дается математика, то может быть он и не сможет легко решать примеры и задачки. НО зато пока он будет пробовать снова и снова, у него закалится характер, он научится преодолевать трудности, не отчаиваться, а это даже поважнее умения быстро решать примеры!
Что же получается: список «мне трудно» может когда-нибудь просто кончиться? И всё-всё-всё будет легко? Нет, это вряд ли. Всё равно останется что-то, что даётся с трудом. Такие места у всех есть, даже у самых-самых умных, успешных, знаменитых что-то да не получается.
Но тут тебя ждет ЕЩЁ ОДНА ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Когда ты вырастешь, ты сможешь выбирать дела так, чтобы побольше приходилось делать то, что получается хорошо и поменьше то, что плохо.
Вот вырастет Маша, станет большой.
Как ты, думаешь, чем она будет заниматься?
Давай заглянем в будущее!
Видишь?
Маша — тренер в спортивной школе или в фитнес-клубе.
Она занимается с детьми и со взрослыми.
Сама много двигается и людям помогает быть подвижными и здоровыми.
С некоторыми «ТРУДНО» она научилась справляться: она больше не грубит людям, умеет подбадривать тех, у кого что-то не получается. И ее все за это очень уважают! Но она по-прежнему не умеет хорошо учить стихи. Но она их и не учит! Для ее работы это не нужно!
Да, взрослым легче.
Им не надо всем выполнять одинаковую работу, как школьникам. Можно выбрать дело себе по способностям и радоваться. Из-за этого они иногда ребят не понимают. Им кажется, что те просто ленятся, вот постарались бы — и стало бы получаться ВСЁ. Забыли просто, каково это, когда не можешь ещё выбирать. И что же делать тебе прямо сейчас? Если до взрослости ещё так долго?
Давай подумаем.
Первое.
ПОМНИТЬ ПРО ДВЕ ХОРОШИЕ НОВОСТИ И ВЕРИТЬ В СЕБЯ, В СВОИ СПОСОБНОСТИ.
Не расстраиваться слишком сильно, если пока что-то не удаётся. То, что сегодня трудно, завтра будет легче. Главное — пытаться. А то, что никогда не станет легче, когда-нибудь можно будет просто не делать.
Второе.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО.
Некоторые ребята, которые очень переживают из-за плохих оценок, делают такую ошибку. Они хотят позаниматься побольше, чтобы учиться лучше, и отказываются от всего того, что получается хорошо. Бросают спортивную секцию, или художественную школу, или танцевальную студию, забрасывают рукоделие и любимый конструктор, меньше гуляют с собакой, не успевают почитать и помечтать. Чтобы больше оставалось времени на уроки.
У КАЖДОГО человека есть то, в чём он очень способный. Что получается у него легко, хорошо, лучше всех и что придаёт ему сил.
И этим надо ОБЯЗАТЕЛЬНО заниматься почаще.
Тебе кажется, что у тебя ничего такого нет?
Значит, ты просто ещё плохо знаешь свою карту способностей. ПРОДОЛЖАЙ ИСКАТЬ! Подумай вместе с родителями. Походи на самые разные кружки и секции — попробуй! Поговори с друзьями — чем они увлекаются, вдруг тебе именно это и нужно? В твоём возрасте многие пробуют сегодня одно, а завтра другое, и это очень правильно.
Вдруг твой талант — не из самых частых и сам по себе не обнаружится? Многие дела начинают нравиться не прямо сразу, а когда уже хоть немножко научишься.
Как узнать, нравится ли тебе танцевать, если ты пока ни одного движения не знаешь?
Откуда ты узнаешь, что любишь читать фантастику, если сейчас всё время смотришь телевизор?
Или, может быть, у тебя к фигурному катанию способности, но ты пока на коньках держаться не можешь? Позанимайся хотя бы месяца три, а лучше полгода, тогда и решишь.
Третье.
С ТЕМ, ЧТО ДАЕТСЯ ТРУДНО, НАДО НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ.
Подход надо найти к своим способностям.
Приручить их.
Как дрессировщик приручает тигра.
Или собаку.
Чему-то научить, где-то заставить, когда-то побаловать.
Целое искусство.